Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Авто

Японцы, милитаристы и немного пенопласта

Наверное, никто не удивится, если я скажу, что желание построить этот вездеход возникло у Сергея после тесного общения с Алексеем Гарагашьяном (для тех, кто не в теме – это автор широко известного в узких кругах вездехода «Шерп» и не только) и участия в Вездеход-Трофи. Алексею Маратовичу, наверное, уже сильно надоело икать, но вспоминают его часто: уж очень заметный он сделал вклад в отечественное «вездеходостроение». И это хорошо.

Итак, нужен вездеход. В общих чертах даже понятно, каким он должен быть. Во-первых, конечно, он должен ездить по тому, что на языке того же Гарагашьяна называется «интересной дорожкой». А на языке нормальных людей – полное отсутствие дороги, непроходимые дебри, куда нельзя проехать и пройти пешком. В таких местах нужно застревать, в идеале – тонуть. Во-вторых, вездеход должен быть быстрым. У Сергея уже был опыт постройки багги, и вездеход должен был ездить не хуже. Впрочем, у Сергея был и опыт постройки вездехода, но тот вездеход получился больше быстрым, чем «всепролазным». Так что теперь надо было построить машину не менее быструю, но более внедорожную. 

Концепция сложилась быстро. Мотор – только бензин (дизельные моторы тяжелее и дороже, да и по ВСХ «зажигалка» для вездехода-багги подходит). Подвески должны быть независимыми, кузов – максимально лёгким, а цвет – жёлтым. Ну с последним я согласен полностью: вездеходчики-милитаристы, которые красят свои чудеса техники в зелёный и серый цвет, уже немного надоели. Хочется чего-то яркого в этой серой жизни. А вот с предыдущими пунктами всё намного сложнее. Вряд ли многим понравятся бензиновый мотор и независимая подвеска на вездеходе. О недостатках и достоинствах этой схемы расскажем позже, а пока вернёмся к истории постройки.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Мотор, коробку, мосты, приводы и ещё кое-что по мелочи Сергей решил брать японское. Как говорили на форумах товарищи с Дальнего Востока, запчасти можно купить совсем недорого, а служат они долго (хотя и «бэушные»). В итоге так всё и оказалось. И цены, и безотказность только радуют.

Например, мотор от Suzuki Alto со всем навесным оборудованием, коробка передач со всей проводкой и блоки управления для них обоих обошлись всего в 23 тысячи рублей. Их заявленный пробег на момент покупки – всего 60 тысяч километров. Правда, моторчик для вездехода не слишком серьёзный – 660 см3, 52 л.с. и 62 Нм крутящего момента. А коробка передач – гидротрансформаторная «четырёхступка», стоявшая вместе с этим же мотором на Alto. Не каждый готов рискнуть поставить всё это хозяйство в вездеход. А вот Сергей рискнул, и всё это действительно работает (хотя скептики, которые никак не могут поверить в надёжность АКП, не переведутся, наверное, никогда). 

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Все мосты, привода, кулаки, ступицы обошлись меньше, чем в 10 тысяч рублей. Ими с «Цыпой» (жёлтой цыпой Сергей назвал свой вездеход) поделился Toyota Mark II. Интересная деталь: и спереди, и сзади стоят «марковские» задние мосты. Оказывается, путём допиливания болгаркой из неповоротных кулаков можно сделать поворотные. Зато привод получается полным – в обоих мостах вездехода стоят редукторы и приводы от Марка. Хотя стоит признать, что в эту японскую империю железа всё-таки протиснулись карданы от УАЗика и раздаточная коробка от Нивы. В раздатке пришлось заменить вторичный вал (сейчас стоит усиленный, потому что стоковый на бездорожье можно свернуть большими нагрузками), но в целом всё подошло хорошо.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Дисковые тормоза на всех колёсах – тоже от Mark II. Понятно, что тормоза, как и мосты, на обеих осях задние. А вот педальный узел был переделан из нашего «десяточного». От ВАЗ-2110 стоит и вакуумный усилитель тормозов. Главный цилиндр – от «девятки».

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

А вот подвеска тут и вовсе гениальная. В качестве упругих элементов выступают непосредственно рычаги, сделанные из листов рессор от ГАЗ-66. Ну и для комфорта стоят амортизаторы от Нивы. 

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II
Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Подвеска – то немногое, что потребовало посидеть за компьютером в SolidWorks. Её кинематику хотелось просчитать заранее, а не протирать коленки, ползая вокруг вездеходы с болгаркой и сварочником в руках. Наверное, это правильное решение.

Кроме того, в SolidWorks Сергей начертил контуры рамы. Сама рама сварена из профиля 40х40 с 2-миллиметровой стенкой. Подвески стоят на двух подрамниках – переднем и заднем.

Колёса – классика жанра. Центральная часть дисков подошла от какой-то Хонды, а конусы Сергей гнул и варил сам. Это долго, муторно, но не слишком сложно. Шины – ободрыши 1200х500, сделанные из шин КрАЗа. Диски завальцованные. Кстати, обдирать шины самостоятельно Сергей не стал: это очень муторно, а в Питере сейчас есть компании, которые делают это профессионально.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Рулевое управление встало на вездеход тоже от Марк II. Но его пришлось доработать. Колонка и рейка встали, как родные, но чтобы передние колёса с большими ходами подвески не хлопали ушами при повороте, пришлось делать деталь, которую автор назвал «переходная загогулина». Это жёсткая труба, которая прикреплена к концам рейки и в середине которой приварены «уши», от которых идёт привод на рулевые тяги. Кажется, что это сложно, на самом деле конструкция простая и элегантная, как барный стул. И главное, что «переходная загогулина» помогает работать рулевому управлению согласовано с подвеской. А значит, вполне работоспособна. 

Гидроусилитель стоит от того же Марка. У Suzuki Alto усилитель электрический, поэтому пришлось снять с мотора насос кондиционера, а вместо него поставил насос ГУРа. 

Вездеход «Желтая Цыпа»

База — 2150, ширина — 2 300 длина — 3 040 мм Вес — 1 000 кг Мотор — 0,66 л, 52 л.с., 62 Нм

Теперь, чтобы это всё поехало, осталось поставить бензобак. Тут при выборе донора определяющим фактором была цена, и сосед по гаражу вовремя сделал предложение, от которого нельзя было отказаться. Поэтому 60-литровый бак на «Цыпе» стоит от Соболя, а бензонасос – от Калины. После нехитрой процедуры совмещения этих деталей с мотором вездеход поехал своим ходом. Так как Сергей на его постройку тратил только один день в неделю (чтобы не остаться без работы и жены), то на это ушло месяца три-четыре. Оставалось сделать кузов.

Кузов у вездехода стеклопластиковый. Существовали даже какие-то эскизы, но толку от них было немного, и процесс шёл так, как он обычно и идёт с самодельным вездеходом – стихийно. От листа пенопласта отсекается лишнее, всё склеивается, сверху – стеклоткань. Такой подход отличается большим количеством возни и грязи, зато простор для полёта фантазии огромный.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II
Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Финальный штрих – это выполнение требований РАФ для участия вездехода в соревнованиях. Пришлось сварить каркас безопасности из 50-мм трубы, поставить ремни безопасности, световые приборы и придумать какую-то крышу. О том, как прошли первые соревнования, скажу в самом конце. А сейчас – бегом за руль!

То ли цыплёнок, то ли динозавр

Дверь открываем интересным способом – дёрнув на верёвочку, которая движет щеколду. Садимся за руль и разглядываем панель и органы управления.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Приборка тут тоже от Suzuki Alto. И стоит она не из-за того, что у неё потрясающий дизайн и она чрезвычайно радует глаз, а потому, что без неё мотор просто не запускается. Пришлось оставить штатную приборку. Что поделать, электроники тут действительно многовато для вездехода. И мотор, и электронноуправляемый автомат со своими «мозгами»… Всю проводку и блоки управления пришлось хорошо защищать от влаги и монтировать максимально надёжно. И за два с лишним года поездок ни одной ошибки электроники на вездеходе так и не было.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Из несвойственных для Сузуки приборов виден только нештатный указатель температуры охлаждающей жидкости. Система охлаждения у мотора и коробки общая, и датчик температуры Сергей поставил на выходе из коробки, так что вентилятор включается в первую очередь по требованию АКП, а не мотора. 

Остальное – это вольтметр, указатель уровня топлива, розетка на 12 вольт и выключатели света. Больше ничего на панели нет (потому что включать больше нечего).

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Сейчас бы селектор в D и по газам, но… Пусть сначала за рулём посидит владелец и создатель «Цыпы». А я посмотрю, как она поедет вдоль речки со странным названием Морье к берегу Ладожского озера. Часть пути у нас пройдёт по раздолбанной квадроциклистами дороге, часть – по болоту, часть – через лес. Местами дорога сложная, но мы будем биться до последнего, пока не коснёмся ободрышами вод Ладоги.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II
Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II
Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

На пассажирском месте мне показалось не так удобно. Моя нижняя часть туловища сразу вспомнила какое-то знакомое ощущение. А, так это сиденья! Они тут были куплены на Авито с какого-то китайского автобуса. С одной стороны, жёсткий пластик – это практично. Можно пачкать, мочить, мыть, а ему ничего не будет. С другой стороны, он всё-таки жёсткий. А ещё хуже, что сиденье стоит высоко, и я пятками до пола достать не мог (и это при росте 179 см). Упираться в пол можно только носками. Или можно съехать вниз, но это совсем уж неудобно. 

Второй недостаток – не за что держаться. Есть, конечно, каркас, в трубы которого я всё-таки иногда судорожно вцеплялся, но если вездеход будет переворачиваться, за каркас держаться может только самоубийца. А переворачиваться может любой вездеход. 

Сергей говорит, что отсутствие лобового стекла и печки – это тоже недостаток. Ну лично я в этом ничего плохого не вижу. Вездеход строили не для Крайнего Севера, а во время нашей поездки при температуре около ноля градусов было вполне терпимо. А если кто-то боится замёрзнуть, пусть теплее одевается. Проблема индейцев шерифа не волнует. 

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

По трассе квадриков «Цыпа» бежит сравнительно легко. Но при заходе в воду сразу очень резко теряет скорость: моторчик действительно слабоват. Не критично, но заметно.

Тем временем мы доехали до интересного места: ступеньки высотой чуть больше метра. Заедем или нет? Я очень скептически смотрел на это предприятие. Тут бы нужна хотя бы блокировка в переднем мосту, а её нет (сзади дифференциал просто заварен). Но, как ни странно, перед всё-таки заполз на ступеньку. Правда, задний мост на неё так и не поднялся. Что ж, объедем это место. 

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Чем замечательна «Цыпа», так это поразительным для вездехода человеколюбием. Она не пытается выкинуть из себя людей на каждой кочке и даже не старается сломать им позвоночники. Само собой, всё дело в полностью независимой подвеске. Если в гамму ощущений добавить неплохую для самодельного вездехода шумоизоляцию мотора, то «Цыпу» очень хочется назвать одной из самых гуманных самоделок. По крайней мере, из тех, на которых мне доводилось кататься.

Сворачиваем в лес. Повороты даются не всегда легко: радиус разворота «Цыпы» никто не мерил, но ориентировочно он составляет около девяти метров. А в лесу лучше уметь разворачиваться на месте. «Цыпа» этого не может, поэтому периодически приходится дёргаться вперёд-назад. Не очень страшно, это такая небольшая плата за подвеску. Можно и потерпеть.

Из леса выходим на болото. Тут вездеход идёт как по асфальту. Весит он около тонны, это не слишком много, и водоизмещения колёс хватает, чтобы не тонуть глубоко. Интересно, что даже на повышенных оборотах во время преодоления болота (в общей сложности – в пределах получаса) ни мотор, ни коробка не грелись. Вентилятор несколько раз ненадолго включался, но АКП так и не перегрелась.

После болота за руль наконец-то сел я. Очень интересное ощущение: посадку на стульчике из китайского автобуса нельзя назвать комфортной, хотя и отвращения она не вызывает. Но селектор АКП под рукой вносит некоторую долю диссонанса в оценке происходящего. Что ж, вот оно – положение D. Поехали!

Конечно, переключения автомата тут намного заметнее, чем в легковой машине – надо сильно давить на газ и крутить мотор. Но управление всё равно очень лёгкое. Надо тронуться в горку – пожалуйста, выехать из Ладоги на берег – легко. И не надо топать по педалям, отпуская одновременно сцепление с тормозом и надавливая на газ. Остаётся много времени, чтобы сосредоточиться на рулёжке. И это очень удобно.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Вдоль берега озера есть отличная прямая, где можно разогнать вездеход до максимальной скорости. Штатный спидометр Альто в этом случае ничего не показывает: стрелка ложится на ограничитель и теряет там сознание. Поэтому вытаскиваем телефоны и измеряем скорость по GPS, гоняя туда-обратно, периодически меняясь местами. В итоге получаем заветную цифру: 55 км/ч. Для вездехода это много. Правда, при порывах встречного ветра «Цыпа» немного тормозила. Что ж, не будем забывать, что «кубиков» всего 660…

Теперь пора возвращаться обратно, но задачу немного усложним: попробуем форсировать речку. Она не очень широкая, но достаточно быстрая, и против течения плыть вездеходу сложно. В полу в ногах у водителя и пассажира есть кингстоны для слива воды. Если их открыть и попытаться затопить вездеход, ничего не выйдет: «Цыпу» на поверхности удержат колёса. Но погрузится она глубоко и плыть будет совсем медленно.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Впрочем, даже с закрытыми кингстонами вода на полу есть: попадает в дверные щели во время кренов при выходе на берег. Её немного, но сапоги не помешают.

Управляемость вездехода в воде далеко не фантастическая. Как я уже говорил, он и на земле не демонстрирует чудеса манёвренности, а на плаву он на это не способен тем более (повороты, как можно догадаться, осуществляются за счёт поворота передних колёс). Но в целом направить машину в нужную сторону можно, а утонуть – нельзя. Этого вполне достаточно.

На обратном пути подъезжаем к той ступеньке, которую не смогли взять в начале теста. Может, хотя бы съехать тут получится? Ещё как получится! Только Сергей немного падает на меня и бьётся головой о каркас безопасности. Всё-таки прыжок с высоты более метра – это серьёзно. 

Кажется, пришла пора делать некоторые выводы о вездеходе. Попробуем назвать основные плюсы и минусы «Цыпы».

В качестве плюсов в первую очередь надо назвать комфорт подвески и простоту управления вездеходом с АКП. Даже без особой подготовки можно сесть и поехать – всё очень просто. И уж точно проще и удобнее любой «переломки». 

Вездеход «Желтая Цыпа»

Коробка передач — 4АКП, гидротрансформаторная Раздаточная коробка – Нива 4х4 Тормоза – дисковые на обеих осях Рулевое управление – рейка с ГУР

Второй плюс – качественная сборка из очень доступных и вполне надёжных агрегатов. Конечно, малообъёмный бензиновый моторчик – не совсем то, что подходит вездеходу. Но маломощность мотора компенсирует продуманная трансмиссия, и недостаток мощности чувствуется редко. При этом надо отметить, что ни мотор, ни коробка у нас за пять часов поездок по лесам, рекам, болотам и просто «интересным дорожкам» не перегревались и не отказывались работать. 

К минусам, как ни странно, отнесу тот же автомат и ту же подвеску. Автомат сюда попал по одной причине: нет возможности запустить мотор «с толкача», а всегда надеяться на стартер трудно: вездеход ездит по болотам и плавает. Правда, он стоит высоко и водой не заливается, но всё же.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Рычаги независимой подвески могут цепляться за пеньки и кочки на болотах. Об этом нужно помнить. Да и большое количество деталей в принципе на вездеходах не приветствуется. На мой взгляд, преимущества подвески «Цыпы» намного превосходят её недостатки, но нужно быть объективным.

Спорный момент – отсутствие блокировки в переднем мосту. С одной стороны, блокировка плохо отразится на и без того ограниченной манёвренности, с другой стороны, она бы не помешала при выходе из воды (и это было заметно). А вот нужна ли она в грязи или болоте, я не знаю: вездеход отлично ехал и без неё.

Ночь последней гайки и мелкие взятки жене 

Как это принято у вездеходчиков, Сергей поехал на Вездеход Трофи в 2018 году прямиком из гаража и безо всяких испытаний. Взял недельный отпуск, чтобы всё доделать, в последнюю ночь закрутил последнюю гайку, погрузил «Цыпу» на прицеп и поехал. 

В тот раз пришлось сойти с дистанции – машина оказалась «сырой» и стала «сыпаться». Поэтому следующий год прошёл в доводке и испытаниях, в результате которых в прошлом году «Цыпа» достойно прошла всё трассу Вездеход Трофи и даже заняла третье место в любительском классе 1300. И, как это принято у энтузиастов, Сергей к «Цыпе» охладел: очень хочется строить следующий вездеход. Ещё быстрее и проходимее. Но тоже обязательно жёлтый.

Убей меня нежно: тест-драйв вездехода «Жёлтая Цыпа» с мостами Toyota Mark II

Правда, перед началом строительства нового вездехода нужно продать этот. Сейчас за него Сергей просит смешные 350 тысяч. А вот потом надо будет ещё и выдержать небольшой бой с женой, которая не очень-то одобряет увлечение мужа. Пока Сергей откупается всякими мелкими взятками вроде мангала или кресла-гнезда на дачу, которые делает своими руками. 

Скорее всего, будет откупаться и дальше: руки умеют всё больше и больше, а вездеход нужен всё сильнее и сильнее. Да и дочери с сыном вездеходы нравятся. А значит, поддержка в семье всё-таки есть. Видимо, серьёзная.

Источник: https://www.kolesa.ru/test-drive/ubey-menya-nezhno-test-drayv-veezdkhoda-zheltaya-tsypa-s-mostami-toyota-mark-ii

Оцените статью
Новости авто и технологий - Auto-am
Добавить комментарий